В.И. Захарьящев: новый закон должен решить основные проблемы 60 миллионов садоводов, огородников и дачников России. В 1998 году был принят первый закон, регламентирующий садоводческую, огородническую и дачную деятельность россиян – Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ (далее – ФЗ №66). Этот закон выполнил свои первоначальные задачи и сохранил важный слой гражданского общества, охватившего около 20 миллионов семей по всей стране. Однако, более чем 10 –летняя правоприменительная практика показала декларативные или «неработающие» нормы закона, а также ряд существенных недостатков и пробелов в правовом регулировании. Например, общественность неоднократно обращала внимание на снижение управляемости садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений со стороны государственных органов власти. Такое положение возможно только при условии передачи этих функций местным органам власти, которое не хотят и не могут брать на себя ответственность при отсутствии правового и финансового обеспечения. В то же время с момента вступления в силу ФЗ №66 были приняты законодательные акты, затрагивающие смежные вопросы. Это касается Земельного, Водного, Градостроительного кодексов и, конечно, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131 – ФЗ (далее – ФЗ № 131). За период действия ФЗ №66 в государственные органы законодательной и исполнительной власти поступило огромное количество предложений от Союза садоводов России, руководителей садоводческих и дачных объединений, региональных организаций садоводов, непосредственно от садоводов и дачников, призывая руководство страны к наведению порядка в садоводстве и дачном хозяйстве. В результате на государственном уровне было принято решение реформировать законодательство, напрямую затрагивающее интересы садоводов, огородников и дачников, а также приступить к разработке Федеральной целевой программы их государственной поддержки. Были подготовлены и вступили в действие ряд законодательных инициатив. Например, № 93-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном виде прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» Это закон получил всенародное звучание как «Дачная амнистия» и был неоднозначно оценен как специалистами, так и самими садоводами и огородниками. Широкий резонанс получило решение Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным отсутствие права на прописку в доме, который отвечает всем необходимым требованиям для постоянного проживания, но построен на территории садоводческого или дачного объединения, находящегося в составе муниципального образования. Это решение открывало перспективы для дальнейших радикальных шагов в долговременном развитии садоводства и дачного хозяйства. Целесообразно было бы пойти на расширение этой нормы, распространив ее действие на садовые и дачные строения, расположенные на территориях, непосредственно примыкающих и продолжающих территории с постоянно проживающими жителями. Будет нелогично, если в домах на одной стороне улицы, являющейся границей между садово-дачным объединением и поселением, будет узаконена регистрация, а в домах, расположенных напротив, через 20-30 метров, регистрация будет запрещена даже при пользовании общей инфраструктурой. Наконец, было принято решение о разработке проекта нового закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. По моему глубокому убеждению, новый закон не должен носить «косметический» характер, он должен глубоко реформировать жизнедеятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, устранить нормы, препятствующие развитию садоводства и включить новые нормы, снижающие налоговое бремя социально слабозащищенных садоводов, огородников и дачников, и устанавливающие реальные меры государственной поддержки, включая органы местного самоуправления. После длительных обсуждений в Государственной Думе был представлен проект нового закона о садоводах. Но представленный проект закона не решал главных проблем садоводов и дачников. Так, не нашлось места таким важным предложениям, как: - об изменении процедур выборности председателей садоводческих и дачных объединений - о регламентации взаимоотношений с гражданами, ведущими на территориях объединений садоводство и дачное хозяйство в индивидуальном порядке, а также с лицами, которые приобрели земельные участки у членов объединений по гражданско-правовым сделкам, но в объединения не вступили либо добровольно вышли или исключены из него - о разработке упрощенных процедур, позволяющих сократить время и затраты на признание местными органами власти садового или дачного домика жилым помещением, со всеми вытекающими из этого гражданскими правами - о возложении ответственности за определение территориальных границ садовых и дачных объединений, изменении категории земли, на которой они располагаются на сегодняшний день - перевода на баланс местных органов власти некоторых электро- и газовых сетей, дорог и мостов - об упрощении процедур изъятия у собственников земельных участков - заброшенных, не освоенных, используемых не по назначению, вызывающих определенные трудности у окружающих Тем не менее, Государственная Дума 7 ноября 2007 года приняла в первом чтении Федеральный закон № 444626/4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка создания и деятельности садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан». Предлагаемые в этом законе меры носят именно «косметический» характер и не решают назревших проблем. До настоящего времени идет интенсивная доработка закона, хотя и было принято решение о подготовке в ноябре 2009 года второго – главного чтения закона. Несовершенство законодательной базы не дает возможности завершить подготовку целевой программы государственной поддержки садоводов и огородников, которую рассматривают в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ. Данная программа рассчитана на 10 лет, является неотъемлемой частью программы стратегического развития РФ и должна решить основные проблемы, с которыми сталкиваются садоводы, огородники и дачники: - сделать садоводческое движение составной частью Национальной программы развития агропромышленного комплекса России - включить садовые и дачные объединения в ранг сельских поселений со всеми вытекающими из этого последствиями - наложить мораторий на 10 лет на сбор налогов с садоводческих товариществ. При доработке нового закона очень важно не потерять главные звенья реформирования: - наделение садоводческих и дачных некоммерческих объединений статусом сельских населенных пунктов, включаемых в состав вновь созданных муниципальных образований, и находящихся в рамках их административных границ, а поэтому они должны войти в зону ответственности местных органов власти - обеспечение всех конституционных прав, необходимых для полноценного участия садоводов и дачников в местном самоуправлении на постоянной основе. Итак, вариантом, способным улучшить положение садоводов, обеспечить прямую адресность будущей государственной поддержки является придание садоводствам и дачным хозяйствам статуса сельских населенных пунктов, передача их под контроль местной муниципальной власти. В качестве оценочных норм для придания садоводствам и дачным хозяйствам статуса сельских населенных пунктов могут быть предложены следующие нормы: - количество участков в садоводческом или дачном некоммерческом объединении – более 250 единиц - полное соприкосновение территориальных границ размещения садоводческих или дачных некоммерческих объединений с поселениями постоянных жителей - наличие общей инфраструктуры или ее отдельных элементов – дорог, электро - и газовых сетей, мест сбора бытового мусора и т.д. – в совместном пользовании - наличие на садовых и дачных участках строений, отвечающим всем необходимым требованиями для долговременного внесезонного проживания - подтверждение фактического постоянного проживания на садовых участках и дачах граждан, имеющих российское гражданство или граждан, имеющих разрешительные документы на проживание в Российской Федерации Предложенный вариант можно назвать необходимым и достаточным шагом для обеспечения надежной основы не только для обустройства садоводческих и дачных некоммерческих объединений, но и местных населенных пунктов со стареющим, малочисленным населением, откуда бегут последние молодые люди. Каковы же преимущества такого реформирования? Смоделируем возможные его результаты: - будут расчищены пути для прямого движения адресной государственной поддержки развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства в стране - государство делегирует и юридически закрепит функции управления садовыми и дачными объединениями за государственными органами власти - местные органы власти получат дополнительные финансовые ресурсы, которые позволят им вместе со своими ресурсами ускорить и расширить процесс совершенствования инфраструктуры, в первую очередь – приведение в порядок старых и строительство новых дорог, улучшение энергоснабжения - государство расширит списки населенных пунктов, которые в связи с увеличением численности проживающих попадут в программу газификации, что, несомненно, поднимет качество их жизни - садоводы и дачники смогут внести существенную лепту в благоустройство территории муниципальных образований и охране окружающей среды. К сожалению, в настоящее время в документах по методологии проектирования социально-экономического развития муниципальных образований отсутствует упоминание о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Качество жизни почти половины населения Российской Федерации, занимающихся садоводством, огородничеством и дачным хозяйством, напрямую зависит от тех законодательных актов, которые будут приниматься в ближайшее время. Безусловно, Союз садоводов России будет настаивать на внесение тех изменений, которые я постарался изложить в данной статье. Уверен, что общими усилиями мы сможем принципиально улучшить положение российских садоводов, огородников и дачников, это одна из главнейших социальных стратегических задач нашего государства.
В.И. Захарьящев
Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Президент Общероссийской общественной организации «Союз садоводов России»
Понравилась статья? Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»
|