Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол

::. СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: АВГУСТ | Овощеводство
СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: АВГУСТ СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: АВГУСТ
2 августа (все даты даем по современному календарю) – день пророка Ильи. В хозяйстве перелом, заканчивается летний сенокос и начинается переход к жатве хлебов. Среднесуточные температуры опускаются. С Ильиным днем народная традиция связывает окончание летних купаний в реках. Заметное похолодание воды несколько искусственно пристегнуто ко дню памяти пророка (мол, «Илья¬пророк в воду льдинку запускает»), поскольку с библейским житием Илии никак явно не связано. Пророк Илия никогда и ничего не охлаждал – напротив, вокруг него всегда все кипело и пылало, а события разворачивались по сценарию боевика. Основную часть своей жизни пророк провел на нелегальном положении. Царь Израиля Ахав рассылал дипломатические запросы на экстрадицию Илии по всем соседним государствам, и пророка ловили все спецслужбы стран Ближнего Востока. Ахав на свои ноты получал вежливые ответы – мол, рады бы выдать, но, увы, Илии у нас нет. Такой ответ не всегда соответствовал истине, но всегда соответствовал благоразумию. Связываться с огненным пророком ни у кого желания не было. Илия стал личным врагом царицы Иезавели, и она любимыми идолами поклялась, что в течение суток расправится с пророком (ничего у нее не вышло). Даже когда место пребывания Илии было известно властям, высланные на его поимку отряды тогдашнего ОМОНа пророк истреблял небесным огнем. Война между властями и пророком имела самые банальные причины. В стране процветали социальная несправедливость и беззаконие. Любой, у кого была хоть какая-то власть, мог притеснять бедных и вообще всех, кто послабее, и пример подавал лично царь. По заведомо ложному доносу его агенты казнили владельца виноградника, дабы дать царю возможность этот виноградник «законно» присвоить. Совесть царя не беспокоила. Он был выше этики Библии, выше заповедей не кради (Исх. 20:15) и не убивай (Исх. 20:13). Вера отцов была забыта, по стране расползались оккультизм и оргиастические культы Астарты. Пророк Илия стал тем хирургом, которому Бог повелел вскрыть назревший гнойник. Ежели бы Илия только обличал царя и власти, о! – они бы это с легкостью пережили. Власти ругают всегда и везде, властям не привыкать. Но Илия управлял засухой. Сказал, как отрезал: …в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3 Цар. 17:1). Как сказал, так и вышло. Засуха – это экономическая катастрофа с вытекающий угрозой массовых беспорядков и перспективой свержения царствующей фамилии. Возможно, именно этот факт жития Илии – «управление природой» – создал российский мотив о его влиянии на температуру августовской речной воды. Но Илия управлял не только природой, но и сверхприродными явлениями. Илия как с котятами расправился с любимыми шаманами царицы, визуализировал перед народом всю никчемность язычества, чем привел в ярость поклонников бессильных культов и их главного покровителя, царицу Иезавель. И именно Илие было откровение, что Бог, послав огонь для вразумления, пошлет и утешение всякому, кто внял огненному уроку. Так вышло и с царем Ахавом. Устрашенный пророчествами Илии, которые сбывались все как одно, Ахав искренне задумался и начал сожалеть о содеянном им зле, разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально (3 Цар. 21:27). Ахав не увидел развала своего царства и гибели своей семьи. Он погиб как воин, сраженный в бою стрелой из лука. А пророк Илия не умер. Живым он вознесся на небо на огненной колеснице, и неудивительно, что при освящении самолетов одна из молитв обязательно обращена к Илии.

4 августа – день Марии Магдалины. Наблюдение за утренней погодой этого дня позволяют предсказать качество выращенного льна: «Коли на Марью сильные росы – льны будут серы и косы». О святой равноапостольной Марии Магдалине современная Россия не знает почти ничего. Зато широкую популярность приобрели разнообразные мифы, рожденные еще в древности и с удовольствием реанимированные современным нам оккультным сознанием (в частности, что Мария Магдалина была женой Иисуса Христа). Но если взглянуть на Марию Магдалину с точки зрения Библии и церковного Предания, вывод будет удивительный: Мария Магдалина – Мариам из галилейской деревеньки Магдалы – явит нам пример женщины, величие которой беспримерно и уступает только величию Божией Матери. Апостолы, исключая Иоанна, после ареста Иисуса Христа попрятались (Петр даже трижды отрекся) – а Мария Магдалина была при Кресте. Апостолы уклонились от участия в погребении Учителя – а Мария Магдалина нет. Апостолам и в голову не пришло в день воскресения придти ко гробу воскресшего Иисуса – а Мария Магдалина пришла первой и первой же говорила с Воскресшим. Апостолы не встречались с римскими императорами, а Мария Магдалина добилась приема у Тиберия, поведала ему о Воскресении и подарила императору куриное яйцо красного цвета, символизирующего и само Воскресение, и пасхальную радость христиан (кто красит яйца на Пасху, да не забудет вспомнить равноапостольную Магдалину!).
Церковный август интересен тремя «Спасами» (от титулатуры Иисуса Христа как Спасителя мира, – 14 августа («медовый Спас»), 19 («яблочный») и 29 («ржаной») – праздниками, связанными с Иисусом Христом.

К 14 августа «заламывали» пчелиные соты, откуда и поговорка «На первый Спас и нищий медку попробует». Полученный мёд освящали в церкви, и эта традиция дожила до нашего времени как единственное церковное содержание дня. Сам праздник никакого отношения к мёду не имеет, он не «сладкий», а скорее «медицинский» и военный. Главным «героем» праздника был Крест Господень, символ победы над смертью. Медицинская компонента «медового Спаса» косвенно описывается самим названием праздника «Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня», что в интерпретационном переводе означает «вынос Креста Господня из хранилища­реликвария и молитвенное обнесение Его вокруг Константинополя для пресечения возможных эпидемий» (август был особо богат на массовые болезни). Таковая практика охраны здоровья известна с X века.
Военная часть праздника более поздняя и связана с двумя победами, одержанными 14 августа 1164 г. – одновременно! – князем Андреем Боголюбским над волжскими булгарами и византийским императором Мануилом I Комнином – над турками. В этот день, 14 августа (или 1 августа по тогдашнему календарю), оба воителя не были уверены в победе, и распорядились нести перед войсками Крест – и оба победили. Военачальники были схожи обликом и характерами. О великом князе Андрее Боголюбском мы уже рассказывали в июльском выпуске календаря. Император Мануил был Боголюбскому под стать. Силач, тончайший дамский угодник, рыцарь, великий дипломат, военачальник и невероятный смельчак. Ежели обстановка требовала, император Мануил бросался в бой без лат, – хватал только меч, – и в одиночку рубился с десятком вражеских воинов, покуда не подходила подмога. В последующие столетия праздник «обрастал дополнительным мясом», приобретя, в частности в России XVII века, традицию летней «Иордани» – великого освящения воды в водоемах (куда, само собой, погружался Святой Крест) и купания в освященной воде. Освящали в этот день даже лошадей – например, заставив их переплывать реки.
В этот же день Церковь вспоминает дохристианских мучеников маккавейских, семерых братьев, их мать Соломонию и наставника св. Елеазара. Все они пострадали за веру в 166 году до Рождества Христова, во время гонений сирийского царя Антиоха Епифана. Страшный рассказ об этих событиях – цитировать здесь его не беремся – вошел во Вторую Маккавейскую книгу Библии (2 Макк. 7 гл.). Св. Соломонии принадлежит редкая для ветхозаветных книг Библии уверенность в телесном воскресении всех умерших и знание, что все сотворил Бог из ничего (2 Макк. 7:28, нигде более в Библии это не обнаружено). В этот же день начинался двухнедельный, короткий, но строгий Успенский пост (до Успения Богородицы 28 августа).

19 августа, «яблочный Спас», Преображение Господне, один из величайших, т. н. «двунадесятых» праздников годового богослужебного круга. С хозяйственной точки зрения к этому дню как раз завершался сбор летних сортов яблок, но сбор сбором, а поедать их ни-ни! Яблоки почитались запретными плодами до их церковного освящения в день Преображения. Даже возникло поверье, что, коли кто поест яблок до Преображения, несчастным родителям такого обжоры в раю яблок не достанется… Комментирую это смешное суеверие кратко, словами современного мудреца: «Господь Бог не так глуп, как думают некоторые». Можно дополнить и из Писания: праведники, насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91:14) – цветут в свободе любви Божией, а не прозябают в жесткой зависимости от деяний их недалеких потомков. Интересно, что яблоки в Палестине новозаветного времени были крайней редкостью. Деликатесный был фрукт. Жарковато в Палестине было яблоням, даже современные районированные сорта произрастают там в немногих местах, в основном на Голанских высотах. Короче сказать, яблоки никакого отношения к празднику Преображения не имеют. Посвящен этот праздник воспоминанию о том, как апостолы – Петр, а также Иоанн с братом Иаковом – на горе Фавор созерцали Иисуса Христа. И дело не в том, что они созерцали Христа – они Его каждый день видели рядом. Но на Фаворе перед апостолами раскрылась иная реальность, явился Христос во всей Его славе. Апостолы созерцали божественный Нетварный Свет – не из фотонов свет, – своими глазами видели Моисея и пророка Илию, проще сказать, заглянули в Царство Небесное, оказались уже не во времени и пространстве, а ином бытии, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4).

29 августа. «Хорош третий Спас – зимой будет квас». Поговорка констатирует, что с урожаем ржи все в полном порядке. Рожь собрана, частично обмолочена и смолота, и из нее пекут первые караваи хлеба. И зимой, соответственно, будет из чего мастерить шипучий русский квас. Церковный праздник дня называется «Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа». Посвящен он возвращению из мусульманского плена самой знаменитой христианской иконы – Спаса Нерукотворного. Икону создал сам Иисус Христос наипростейшим образом: умывшись, Он отпечатал Свой Лик на полотенце. Сотворенная икона­полотенце была послана в Сирию в город Эдессу царю Авгарю, который жаждал исцеления от проказы. Авгарь исцелился, и нерукотворная икона стала главной святыней Эдессы. Даже арабы, захватив город, в нарушение всех своих религиозных норм не препятствовали почитать икону всем того желающим, и вернули ее христианам лишь после долгих переговоров императора Константина Багрянородного с эмиром Эдессы, подкрепленных значительной суммой в звонкой золотой монете. Икона прибыла в Константинополь в 944 году, и это событие празднуется Церковью до сего дня. В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, и среди украденных ими святынь был Спас Нерукотворный. И где теперь этот образ, неведомо. По одним данным, утонул вместе с кораблем в Мраморном море, по другим – благополучно добрался до Италии и пребывает сейчас в Генуе в монастыре св. Варфоломея.

31 августа, день Флора и Лавра. Последний пригодный день сева озимой ржи. Более поздний сев ничего хорошего не обещал. Русский язык уверенно исказил имя «Флор» (Florus – имя со значением «цветущий»), превратив его во «Фрол»: «Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся» (то есть на поле вырастут одни сорняки). Братья Флор и Лавр в России почитались как покровители лошадей («На Фрола и Лавра лошадиный праздник»), однако эту «профессию» они обрели уже в своем посмертном бытии. А в земной жизни они были каменотесами и строителями. Как¬то подрядились они создать языческий храм, по крайней мере, заказчики верили, что мастера именно его и построят. Однако братья построили местную христианскую церковь. В обоих смыслах слова «церковь» – создали и христианскую общину, и здание для богослужения. Первым святые братья обратили в христианство сына местного жреца, чудесным образом исцелив его от последствий травмы глаза, затем папу¬жреца и еще много народу. А как завершили строительство, поставили на здании крест, тем самым навсегда сделав его непригодным для языческих культов.
А. Мозговой, сотрудник
миссионерского
отдела РПЦ
Газета «САДОВОД» № 31, 2012 г.
Подписка на газету «САДОВОД»
Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 3 241 | автор: sadovod | 5 августа 2012 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
Реклама



календарь
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Октябрь 2021 (14)
Сентябрь 2021 (21)
Август 2021 (24)
Июль 2021 (23)
Июнь 2021 (22)
Май 2021 (23)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"