Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол

::. СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ | Овощеводство
СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ
ИЮЛЬ
Народная мудрость об июле говорит ярко: «…на поле густо, а в амбаре пусто», «Собьет июль с мужика спесь, коли некогда присесть». Основные работы: сенокос и начало уборки хлебов. Главный церковный праздник начала июля (все даты приводим по современному григорианскому календарю) – Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), «Иван Купала», – приходится на 7 июля. В нынешнем внецерковном мире праздник сохранил лишь свое фольклорно-историческое содержание: костры, поиски «цветка папоротника» и прочие забавы. Тогда как для христиан это событие открывает Новый Завет. Предсказанный ветхозаветными пророками Предтеча Иоанн родился на полгода ранее Мессии (Иисуса Христа), откуда и дата празднования – 7 июля.
По содержанию это очень «детский» праздник, праздник победы жизни. Семья без детей была в Иудее малопочтенна, как явно обойденная божественной милостью. Ненужных детей тогда не существовало, и аборты делали только блудницы. Родители Иоанна Крестителя состарились, утратив надежду завести детей. И, когда ангел возвестил старому священнику Захарии, что у него родится сын, Захария решительно усомнился, проще говоря, впал в безверие. Наказанием Захарии стала немота на все девять месяцев беременности жены. И лишь после рождения сына, когда Захария письменно известил жену и друзей об имени ребенка, – весьма странном для его рода, где никаких Иоаннов никогда не было, – к нему вернулась членораздельная речь.
Дождь на «Ивана» считался хорошим признаком успешности заготовки зимних кормов. «Ивановские дожди – лучше золотой горы». Потому как вскоре после 7 июля начинался массовый сенокос. Сенокосные бытовые традиции в целом были созвучны празднику Рождества Иоанна Предтечи, поскольку были посвящены «актуализации семейной жизни». Днем – да, косили, но вечером в деревню не возвращались, и оставались ночевать в шалашах и балаганах рядом с покосом. Жгли костры, пели, ходили в гости, парни и девушки присматривались друг к другу. Открытое время был сенокос. Рабочие и нравственные качества человека были как на ладони. Молодые приглядывались друг к другу, а старшие, приглядываясь к молодым, смекали, в какую семью засылать сватов.
Условным началом сенокошения было 12 июля (день Петра и Павла), но в целом о сроках начала сенокоса народная мудрость говорит неопределенно. Во-первых, луговые травы нужно косить, когда злаки на них вот-вот зацветут, когда листья их наиболее богаты органическими веществами, отличными от целлюлозы (правило не строгое, поскольку часть злаков, к примеру лисохвост, к этому времени уже отцветали). Вторым условием было, естественно, прекращение дождей. Утренние росы, напротив, крайне приветствовались. Косить по росе легче, так как упругость травы заметно выше, да и настроение рабочее тоже прекрасное. Всякий знал, что если утром на траве роса, то дождя днем никак не будет. Хорошим долговременным прогнозом считали отсутствие дождя 10 июля, на «Самсона-сеногноя». Распростецкое обращение («сеногной»), как ни странно, в чем-то созвучно простому характеру преподобного Сампсона Странноприимца (†530), основным интересом которого была работа с бедным людом Константинополя. Он был и безвозмездный врач, и начальник странноприимного дома (выражаясь по-современному, места социальной адаптации мигрантов и бомжей). Из исторических фигур, исцеленных Сампсоном, можно упомянуть святого императора Юстиниана I Великого (†565), на момент болезни еще довольно молодого человека. Юстиниан сам послал за Сампсоном, потому как штатные императорские лекари оказались бессильны. От каких-либо личных наград Сампсон отказался, но приветствовал строительство императором нового странноприимного дома. Исцеленный Юстиниан стал поистине великим императором. Из множества ярких деяний Юстиниана отметим одно из самых важных: он умело выбрал жену. Феодора была актрисой (позорная считалась профессия), но стала Юстиниану и женой, и другом, и политическим советником, и наставницей в «деле мужества». Во время волнений 532 года Юстиниан струсил, был готов бросить царство и бежать из Константинополя ради спасения жизни. Феодора остановила бегство словами «лучший саван – это императорская мантия», переложив, применительно к царскому служению евангельское кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее (Матф. 16:25). Порядок в столице был восстановлен, и Юстиниан правил империей еще 33 года. Свод законов Юстиниана оказал определяющее влияние на всю юридическую мысль последующих времен, а выстроенный им за шесть лет (!) храм св. Софии в Константинополе до сего дня украшает современный Стамбул.
12 июля – «Петр-Павел жару прибавил». В поговорке два смысловых подтекста: первый означает жаркую работу на сенокосе, а второй указывает на июль как «макушку лета». Несмотря на то, что день становится короче, температуры идут вверх, поскольку текущая климатическая обстановка на нашей планете обладает заметной инерционностью (наибольшее количество солнечной энергии Северное полушарие получает в 20-х числах июня). Обратим внимание на странное единственное число при двух именах (Петр-Павел… прибавил). Однако никакой случайности в поговорке нет. Апостолы Петр и Павел были совершенно разными людьми и по исходному социальному статусу, и по уровню образования. Петр был рыбак из Галилеи, вспыльчивый и простой, тогда как Савл (впоследствии Павел) – римский гражданин из Тарса – был интеллектуал-полиглот. Он свободно цитировал античных греческих авторов и получил первоклассное еврейское образование. Неудивительно, что апостолы, делая одно дело, не всегда понимали друг друга. Существует иконописный канон (один из возможных) изображения Петра и Павла, где они обнимаются, как бы символизируя достигнутое не без труда взаимопонимание. Отражая это «идейное единство», православная Церковь установила апостолам общее празднование 12 июля. Кстати сказать, этот день завершал «петровский» пост, и народные гуляния приобретали еще более яркий характер, с качелями и хороводами.
17 июля. «Андрей Налива» – «на Андрея батюшка-овес до половины дорос» (упоминание о грядущей уборке овса входит также в поговорку «овсяная каша на покосе – на её запах выходят из леса лоси»). Святых Андреев
17 июля вспоминали двух. «Главным святым» дня был уроженец захваченного мусульманами Дамаска Андрей Критский (†приб. 740). Еще вполне молодым человеком Андрей стал келарем – то есть материально ответственным делопроизводителем Иерусалимского храма Гроба Господня в тяжелую эпоху начального господства мусульман в Палестине. Верующим людям преп. Андрей в первую очередь знаком как автор знаменитого молитвенного текста под названием Великий Покаянный Канон, который св. Андрей создал на последнем этапе своей земной жизни, уже на о. Крит, куда был поставлен епископом.
Второй святой дня «Андрея-Наливы» принадлежит к совершенно иной эпохе. Это благоверный князь Андрей Боголюбский (†1174), один из ярчайших политиков Руси
XII века. Из Вышгорода он перенес древнюю икону Божией Матери во Владимир, от чего она получила название «Владимирская». Сейчас эта икона находится в домовой церкви Государственной Третьяковской Галереи. Князь Андрей был из тех военачальников, что сражаются в первых рядах. Когда во время боя с него сбивали шлем, князь Андрей на это внимания не обращал (представим себе танкиста, у которого развалился танк, но пушка еще стреляет). Погода на «Андрея Наливу» служила маркером погоды на время уборки хлеба, поскольку бездождный «Налива» предполагал относительно сухие дни вплоть до 11 августа: «каков Андрей Налива – таков и Калинник». Каллиник здесь имя святого мученика, память которого11 августа, и никакого отношения к калине-растению этот день не имеет (ягоды калины созревают в сентябре).
21 июля. День иконы Казанской Божией Матери и «Прокопия-Жатвенника». Приуроченные к этому дню народные наблюдения констатировали одновременное созревание черники и ржи: «коли черница поспевает, то поспела и рожь». Работы с сеном заканчивались, начинался переход к уборке зерновых. «Жатвенник» – великомученик Прокопий (†303) – был из среды высших чиновников Рима при императоре Диоклетиане. По роду деятельности он должен был, среди прочего, преследовать христиан, но с ним произошло то же, что и с апостолом Павлом на пути в Дамаск: Господь лично вразумил Прокопия. С этого момента и до ареста Прокопий исполнял свои служебные обязанности с обычным для него блеском, исключив из них лишь гонения на христиан. Однако враги человеку – домашние его (Матф. 10:36). Донос на Прокопия написала его собственная мать. Почтенная матрона не желала смерти своего сына. Тем, кто публично отрекался от христианства, ничего не грозило, а Прокопий, формально говоря, даже крещен не был. Так сказать, обычный сочувствующий… Диоклетиан пытался вразумить Прокопия личным посланием, но Прокопий публично изорвал императорское письмо. Вот тут его мать и схватилась за голову. Налицо было LAESAE MAJESTATIS – т. н. «оскорбление величества», открытый плевок в лицо не только лично императору, но всей римской государственности и мировоззрению. За это преступление наказание было одно – смертная казнь. В назидание прочим, кого подозревали в «заразе христианства», судьи, повременив с казнью, решили добиться от Прокопия отречения от Христа. Ничего не получилось. Началась зловредная для властей цепная реакция. Видя сверхъестественную стойкость Прокопия (а пытать римляне умели…), солдаты задумывались – и также исповедовали себя христианами. Обратилась к истине и мать-доносчица. По-человечески рассуждая, ей повезло: ее, исповедницу Феодосию, казнили ранее сына. В русском прозвище Прокопия «Жатвенник» для нашего современного уха очевиден только прозаический хозяйственный смысл, связывающий прозвище с началом уборки хлеба. Но русский крестьянин, который неоднократно слышал в церкви евангельское жатвы много, а делателей мало (Матф. 9:37), – понимал и другой уровень термина «жатвенник». Понимал как напоминание, что хоть делателей и мало, но они все-таки есть.
А. Мозговой, сотрудник
миссионерского
отдела РПЦ
Газета «САДОВОД» № 28, 2012 г.
Подписка на газету «САДОВОД»
Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 4 146 | автор: sadovod | 12 июля 2012 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 






Реклама



календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Апрель 2024 (2)
Март 2024 (2)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (2)
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (3)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"