ПОСТ В БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА (овощи 2000 лет назад) Понятие «пост» включает в себя два момента. Первый – это некие ограничения: в рационе, сексе и развлечениях. Второй – главный – момент заключается в том, для чего это делается. Часовой на посту ограничивает себя, ибо не спит, когда все спят, однако делает это не потому что «так положено», или потому что лейтенант приказал – но для сохранения собственной жизни и жизни ближних. Расслабился часовой, уснул – и погиб. И погибли все, кто ему доверился. Предельно кратко оба смысла слова «пост» описаны во второй главе Книги Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:16,17). Предписаны ограничения рациона и указана цель ограничения – сохранение полноценной райской жизни и личного общения с Богом. Потому как вне рая человек эту жизнь потерял. На своем посту Адам охранял не только себя – но и нас, своих будущих потомков. Не устоял он на посту, потому и живем мы сейчас как живем. Почти как мертвые. Однако в рамках этой статьи о высоких материях более говорить не будем. Слово «пост» станем употреблять в значении «постный рацион». Он был обычно очень прост. Человек «на посту» вообще ничего не ел и не пил. Так постился Моисей на Синае, так постился Иисус Христос на горе Искушений. Интересно, что не всегда воздержание от пищи и питья означало пост. Так, в 56 г. н. э. в Иерусалиме тогдашние иудейские террористы-кинжальщики (сикарии) объявили голодовку в знак своего неукротимого желания убить апостола Павла: …заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла. Было же более сорока сделавших такое заклятие… сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла (Деян.23:12-14). Этот случай «антипоста» характеризует, однако, задачу и подлинного поста – это полное сосредоточение человека на одной цели. Для сикариев это было убийство, для истинно постящегося таковой целью является богообщение. Обычный же пост в те времена состоял всего из четырех «голодных дней» в году – в память о взятии и уничтожении Иерусалима в 586 г. до н. э. царем Вавилона Навуходоносором. Постные дни эти шли не подряд, так что пост был не слишком тяжелый. Однако были энтузиасты, которые назывались фарисеи, и они голодали еще добрую сотню дней, так как постились дополнительно, по два раза в неделю. Были, однако же, и посты, состоящие не в полном отказе от еды и питья, но в ограничении от всяких «вкусностей». Так постился пророк Даниил: В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней (Дан.10:2-3). Этот пост более похож на современную практику пощения, которая не предполагает никаких затяжных голодовок. Нужно сразу отметить, что питаемся мы вне поста вовсе не как люди Библии. Когда мы начинаем задумываться, почему это современный пост состоит в отказе от мясной и молочной пищи, яиц, а часто и рыбы, и сравниваем свое обычное питание с питанием дней библейского времени, то обнаруживается удивительная вещь: библейский народ практически всегда жил в «режиме Великого Поста». Мясо в рационе была крайняя редкость. Вспомним, как сетовал старший сын в притче о блудном сыне: … вот, я столько лет служу тебе … но ты никогда не дал мне и козленка, …а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка (Лук.15:29,30). Рыба… ну где ж было взять рыбу в том же Иерусалиме? Там и лягушка редкость. Рыбу ели только вокруг Галилейского моря. Обычный рацион состоял из хлеба – пшеничных и ячменных лепешек, – и разнообразных каш. Каши варили из зерен злаков, не годных для печения лепешек, например, полбы. Полба – очень древний вид пшеницы, не слишком урожайный и ныне забытый. Русский язык сохранил это слово лишь благодаря сказке А. С. Пушкина: Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». «Вареная полба» и есть обычная библейская каша. Другой разновидностью каши было варево из проса (смотрим в магазине крупу под названием «пшено» – это она и есть). Наконец, варили зерна ячменя (кто желает попробовать, идет в магазин и покупает перловую крупу). Злаки, однако, не полностью удовлетворяют человека по содержанию белка. Библейский рацион компенсировал это введением в питание каш из семян бобовых культур, где белка довольно много, т. е. варевом из гороха, бобов, а чаще всего чечевицы – за похлебку, из¬за которой Исав продал свое право на первородство – и нута. Нут у нас культура малоизвестная, поскольку в России его выращивают редко (холодновато ему здесь). Однако у нута есть несомненные достоинства, которые начинают оценивать и россияне – во-первых, он вкусен (кто не пробовал блюда под названием «хумус», обязательно попробуйте) и, во¬вторых, он легче усваивается человеком, нежели обычный горох (вспомним Н. В. Гоголя: «Ейбогу, Иван Иванович, с вами говорить нужно, гороху наевшись»…). Сахара в магазинах библейского времени не было. Потребность в сладком удовлетворялась сушеными фруктами. Основным таким фруктом был сушеный инжир, выражаясь по-библейски, сушеные смоквы, они же фиги. Далее шел изюм, но реже, поскольку из основной массы винограда делали вино. Например, в описании подношения Авигеи партизанскому отряду Давида перечислены сто связок изюму, и двести связок смокв (1 Цар.25:18). Наконец, лакомством были финики, которые, как ни удивительно, были редкостью, поскольку товарные финиковые пальмы произрастали в Палестине лишь в Иерихоне. Дополнительным источником сахаров и витаминов был мед диких пчел. Огородные растения играли в рационе подчиненную роль. Были известны разнообразные культуры из рода лук: обычный лук, лукпорей и чеснок. Пищевая ценность луков невелика, однако они очень украшали стол, а также служили естественным обеззараживающим средством по причине высокого содержания в них веществубийц болезнетворных микробов – фитонцидов. Когда евреям во время странствования по пустыне надоела манна небесная (пустынный лишайник, р. Mannia), они очень сокрушались о египетских яствах, из которых в первую очередь поминали именно многообразные луки: Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок (Чис.11:5). «Дыни» в этих причитаниях означают в первую очередь арбузы, ну а огурец – он и в Египте огурец. Выращивали огурцы и в Палестине, однако из русского текста Библии это не слишком очевидно. Например, у пророка Исайи в его рассказе о бедствиях израильтян сказано так: И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город (Ис.1:8) – «огород» есть некоторая условность перевода, правильнее понимать – «огуречное поле». Дополнительно украшали библейское меню пряные растения. Это и укроп, и рута, и чернушка, и горчица, кориандр и иссоп (он тоже пряность), и еще много чего было такого, что в Библии не упомянуто. Укроп (в русском тексте Библии как анис), горчица и кориандр в комментариях не нуждаются. Чернушка – это симпатичная трава из семейства лютиковые, темные семена которой используют как пряность и в Палестине, и в южной России. Так же прекрасно известна в южной России и рута. Иссоп, однако же, в России не известен, поскольку выращивать его у нас невозможно. Все, что известно в России как «иссоп», не имеет к библейскому иссопу никакого отношения. Не будем об этом особо печалиться, поскольку «наши» пряности, в первую очередь укроп, много ароматнее. Обратим внимание, что в рационе отсутствовали капуста, морковка, картошка и свекла. Капусте было в Палестине жарковато, моркови как корневого овоща вообще не было, она была известна лишь как пряное растение, семена которого можно было использовать и в медицинских целях, а картошки не было, потому что Колумб еще не открыл Америку. Но вот почему в Библии практически не упоминается свекла, непонятно. Этот овощ был в Средиземноморье конца I тысячелетия до н. э. культурой довольно обыкновенной. Была она известна и евреям. Создавая перевод Библии на древнегреческий язык в III-II вв. до н. э., они помянули свеклу при переводе 51-й главы пророка Исайи. Церковнославянский текст Библии, точно воспроизводящий этот древнегреческий оригинал, читается так: иудеи «седящи на краи всякого исхода (по¬русски: «сидят на перекрестках улиц»), яко свекла недоваренная». Ценнейшей пищевой культурой было оливковое дерево. Плоды его содержат до 20-30 % великолепного масла, которое получали холодным и неспешным прессованием почти зрелых маслин. Отлично сохранялись маслины и в засоленном виде. Все бы хорошо, но и масло, и сами маслины были очень дороги. Маслина хорошо плодоносила лишь на прибрежных территориях Палестины, т. е. как раз там, где жили филистимляне и финикийцы, и, соответственно, евреи редко владели подходящими для оливковых деревьев плантациями. В горной Палестине посадки оливы были, но они менее урожайные (Гефсиманский сад). А к востоку от Иордана оливковое дерево не выращивали вообще. Кроме того, оливковое дерево – культура не слишком урожайная. Ежели с дерева снимали 40 кг маслин, это считалось очень много. Наконец, весенние дожди часто препятствовали опылению цветков, и урожай полностью пропадал. Подведем итоги наших наблюдений о питании библейского времени. Оно было на 90 % вегетарианским. Молоко, которое давали дикие козы, приятно дополняло его. Изредка в рационе появлялось мясо, когда забивали ягнят, козлят и взрослых овец. В новозаветный период в Палестине уже была известна курица. Но во все прочее время питание было поистине «великопостным». И если наши читатели пожелают попоститься в «духе Библии», они теперь знают, как это делать. Поста благоприятного! А. Мозговой, сотрудник епархиального миссионерского отдела РПЦ МП Газета «САДОВОД» № 13, 2012 г. Подписка на газету «САДОВОД»
Понравилась статья? Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»
|