СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: СЕНТЯБРЬ 5 сентября. «Луп Брусничник». «На святого Лупа овес морозом лупит». Становятся возможными заморозки. О герое дня – мученике Луппе ((†309) – известно относительно немного. Он был младшим сподвижником и слугой величайшего греческого святого Димитрия Солунского (ежели по-современному сказать – Дмитрия Салоникийского или Фессалоникийского). После смерти Димитрия св.Лупп продолжил дело наставника. Творил чудеса, публично разбивал идолов и, наконец, добровольно предал себя в руки карательных органов в царствование императора Гая Галерия Валерия Максимиана. Галерий преследовал христиан вполне зверски, в духе своего тестя и предыдущего императора Диоклетиана (тот уже ушел на покой и выращивал капусту). Но все меняется, даже императоры. Два года спустя после смерти Луппа император Галерий заболел раком гениталий. Медицина того времени умела пользоваться растительными средствами, подавляющими деление раковых клеток, но эта химиотерапия Галерию не помогла. Императора начали резать, удаляя опухоль по мере ее нарастания. Точно неизвестно, почему страдающий от боли и постоянных кровотечений император вспомнил о христианах, но – вспомнил. И подписал Никомидийский указ (311 г.), который прекращал гонения на христиан при условии, что они будут молиться о процветании Римской империи. Темницы опустели. Строго говоря, христиане указ всегда выполняют, есть на то указы или нет, памятуя, что «нет власти не от Бога» (Рим.13:1). Однако же, поскольку обязательное идолопоклонение было Никомидийским указом отменено, жить христианам стало спокойнее. Российская титуловка св. Луппа «брусничником» напоминает вроде бы только о разгаре сезона сбора брусники. Но это только «вроде бы только». Вспомним, что в церкви читались и читаются материалы по истории текущего дня. И достаточно было услышать в каноне утрени, проповеди или читаемом житии св. Луппа имена «Диоклетиан» и «Галерий», как слово «брусника» немедленно ассоциировалась с каплями крови мучеников. А тот, кто разумел в народной медицине, видел еще одну дополнительную аналогию, напрямую связанную со смертельной болезнью императора Галерия. Потому как брусника, – и ее ягоды, и листья – почиталась в народной медицине как мощное противораковое средство. Ко дням сбора брусники, кстати сказать, приурочено такое наблюдение: «Коли брусника поспела, то и овес дошел». Овес относится к культурам очень «молодым». В Европе он известен всего около 2000 лет, поскольку попал издалека, из Центральной Азии, где его выделили как полезное растение из состава сорняков полбы (полба – один из видов пшеницы). Выделили – и стали сеять уже как культурное растение. На юг овес не пошел, поскольку он весьма влаголюбивое растение, но в северных районах прижился как великолепная фуражная культура, довольно устойчивая к весенним заморозкам. Оборот поговорки «овес дошел» означает, что стадии полной зрелости достигли только зерновки верхней половины раскидистой метелки соцветия овса, и, если не начать уборку, эта часть зерен может оказаться потерянной – зерна перезреют и упадут либо сами по себе, либо в ходе уборки. Это свойство – разновременность созревания зерновок в соцветии – одно из немногих невыгодных свойств овса. В целом любовь человека к овсу со временем только возрастала. Молодняк любого скота крайне нуждается именно в овсе, ну а лошадям любого возраста в северных странах без овса приходится очень туго. Ну а как без лошади-то... чистая смерть хозяйству. И хозяевам. Отсюда и поговорка «Не соберешь овес – наглотаешься слез». Римляне, как познакомились с овсом, почитали его «скотским» злаком, малопригодным для человека. Нынче отношение к овсу более широкое. Не только лошади и ослы, но и человек смело вкушает овес. Вспомним классическое: «Что это??? – Овсянка, сэр!». Наконец, из овса можно готовить пиво. А т.н. «геркулесовую» кашу могут потреблять даже младенцы. 11 сентября. Усекновение Главы Иоанна Предтечи. События, связанные с тюремным заключением и казнью пророка подробно описаны в Библии. Внучка царя Ирода Великого (Иродиада) вышла замуж за собственного дядю, Ирода Филиппа, затем решила «подняться» и переметнулась в жены к своему другому дяде Ироду Антипе (этот был побогаче и обладал реальной властью). Иоанн Креститель резко осудил и Иродиаду, и обоих ее дядь, и в целом нравы правящей семейной олигархии клана Иродов. Поначалу Ирод Антипа не желал смерти пророка, но размяк, увидев танец своей «падчерицы» и внучатой племянницы Саломеи, пообещал ей любой подарок – и, по ее слову, подсказанному мамой Иродиадой, «подарил» ей голову Иоанна Крестителя… Поговорочный комментарий дня вполне внятен в части изменения сезонных реалий: «Иван постный пришел, лето красное увел». Этот день, начиная со второй половины дня, начинал уборку репы, культуры, которая до появления картофеля в России служила основным источником корнеплодов универсального назначения. Из репы, как позднее из картофеля, стряпали все что угодно, включая спиртные напитки. Однако поговорки на «постного Ивана» – приводим парную к предыдущей, «с постного Ивана не выходит мужик в поле без кафтана», – имеют также и явную религиозную компоненту, связанную с присутствием в них мотива «глобальной границы», приближения необратимого перехода, предела, за которым меняется наше бытие. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – учил Иоанн Креститель (Матф.3:2). Смысл тут простой: детство человечества закончилось. Начинается взрослая жизнь, полная особых испытаний. Современная русскоязычная публика обычно воспринимает «покаяние» и «раскаяние» как синонимы. Это неверно. Раскаиваться может и убийца, но лишь в том, что он неловко спрятал улики и попался в руки полиции. Покаяние же предполагает «перемену ума», полную переоценку своих действий и, главное, изменение своей жизни согласно обретенным новым ценностям. В любом случае, с покаянием или без него, переход в иное бытие неотвратим для всех. «Иван Предтеча гонит птицу за море далече». На бытовом уровне это указание на пик активности перелета журавлей в южные страны, на символическом – указание на то, что Иоанн Предтеча «гонит» нас от смерти – в жизнь. Любопытно, что перелетные птицы из Восточной Европы обычно зимуют в Африке. И путь их в Африку проходит по восточной границе Средиземного моря, поскольку над самим морем большинство птиц предпочитают не летать. Соответственно, всякий аист, которого мы видим в России, «паломничал» по Святой Земле. Именно северная Палестина, – окрестности г. Ермон и Галилея – последние точки кормления перелетных птиц перед их отлетом в Египет и далее в Судан. 13 сентября, Куприянов день, по народным наблюдениям – последний пролет журавлей. Уборка корнеплодов, начиная со свеклы (свекла первой перестает расти при осеннем понижении температуры). Святой дня Киприан Карфагенский (†258) был процветающим адвокатом, оратором и философом – был, пока не убедился, что слава и деньги не дают ему ни счастья, ни полноценной жизни. В возрасте 46 лет он крестился, и почти сразу – через два года – стал правящим архиереем Карфагена (современный Тунис). Гонения императора Декия (249-251) тяжело прокатились по карфагенской епархии. Кто-то из христиан погиб, другие были изувечены пытками, но не сдались (такие носят название «исповедники»). Но были и слабые, которые не устояли перед угрозами пыток, отреклись от Христа и принесли жертву государственным идолам. Возник вопрос: что делать с отпавшими? Можно ли их возвращать в Церковь и, если можно, то как? Мнения разошлись до такой степени, что возникла угроза раскола (сходные ситуации имели место в истории Церкви неоднократно, в частности и в России XX века). Святитель Киприан сделал все возможное, чтобы уничтожить раскол и дать возможность покаявшимся вернуться в Церковь. Знаменитая киприанова формула Extra Ecclesiam nulla salus – «вне Церкви нет спасения» – с одной стороны, подчеркивает единичность Церкви, а с другой – что Церковь открытая динамичная система, духовная больница, а не клуб общения «особо просветленных». Проще сказать, Бог принимает в Церковь всех: «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез.33:11). Около десяти лет св. Киприан был епископом Карфагена, и в 258 году, при гонениях императора Валериана, положил свою голову под меч. О его презрении к смерти говорит простой факт: св. Киприан сам оплатил услуги палача. 19 сентября, Михайлов день. Согласно народным наблюдениям, очень вероятны уже не просто заморозки, но первые морозцы. Михаил – обычное еврейское имя, на иврите Михаэль – переводится «кто как Бог». Звучит немного странно (ну кто может быть равен Богу?). Первым Михаэлем был, однако, не человек, но воинственный ангел-командир (=архистратиг), воевавший против сатаны. Более чем вероятно, что «Михаэль» – это не имя в строгом смысле слова, но атакующий боевой клич со значением «Это кто тут как Бог?». Праздник посвящен не только архангелу Михаилу, но вообще всем ангелам, что с именами, что безымянным. Соответственно помимо Михаилов именинники в этот день также Рафаилы и Гавриилы – по именам ангелов, упомянутых в Библии (указываем лишь распространенные в России). Сами евреи не всегда и не все веровали в ангелов. Секта саддукеев утверждала, например, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян.23:8), однако христианство верует иначе, отчего довольно рано, в начале IV века, появился «всеангельский» праздник. С днем ангела, дорогие Михаилы, Рафаилы и Гавриилы! Свекла, пожалуй, единственная массовая корнеплодная культура, с уборкой которой особо не тянули, стараясь закончить уборку в первой декаде сентября. Морковь, репу, а с XVIII века и картофель убирали без особой спешки, руководствуясь здравым смыслом, погодой и состоянием растений: «Всяк корешок в своей поре». Клубни растений картофеля, потерявших листья, погружались в глубокий физиологический сон, и принцип уборки был прост: когда не убери, все хорошо, лишь бы до морозов успеть. А вот морковь не спала, преспокойно росла. Листья есть, фотосинтез идет, а холодные ночи и заморозки морковке нипочем. Об уборке моркови – а работа эта довольно легкая – напоминает игривая поговорка «Хозяйка при коровке, а девки – при морковке». Не было резона особо спешить и с уборкой репы. Правда, такая вольница продолжалась до определенного предела, коим было 26 сентября, день св. Корнилия. «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет». Наблюдение это очень приблизительное, поскольку и Россия велика, и климат в ней изменчив, и разные корнеплоды по-разному реагируют на понижение среднесуточных температур. Морковь, например, продолжает набирать вес и после «Корнилия» даже в условиях Северо-Запада России. Итак, кто такой Корнилий? Известно, что сотник Италийского полка Корнилий был богоискатель. Идолы его не удовлетворяли. Корнилий понял, что раз мир один, то и Хозяин у него один. Был Корнилий человек добрый – милостивец (милостыню подавал...). Оно бы и все хорошо, однако ж – сотник! Центурион! Руководитель местного гарнизона оккупационной римской армии! То есть, формально говоря, негодяй в квадрате и в кубе: язычник и руководитель зловредной силовой структуры. Первым христианам была чужда мысль о возможности проповеди Благой Вести (=Евангелия) такого рода публике. Но именно Корнилий стал первым христианином из язычников. Сам апостол Петр был изумлен, когда на язычника Корнилия Дух Святой сошел ранее свершения над ним таинства Крещения (обычно бывало наоборот). Потрясенный Петр подвел итог увиденному знаменитыми словами: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34,35). «Бог нелицеприятен» – жесткое напоминание всем тем, кто верует, будто можно спастись по праву принадлежности к некоему избранному народу, будь то древние иудеи, средневековая «Святая Русь» или иное что, сочиненное неуемной человеческой гордыней. Избранными не рождаются. Избранными становятся. В этот же день, помимо сотника Корнилия, вспоминают освящение («обновление») Храма Гроба Господня в Иерусалиме на Голгофе в 335 году – т. н. «Воскресение Словущее», престольный праздник очень многих церквей и храмов, «побратимов» храма в Иерусалиме. Поскольку «Воскресение Словущее» есть ныне малопонятный термин, все эти храмы, освященные в память создания иерусалимского храма Гроба Господня, обычно именуют «Воскресенскими» или «Воскресения Христова». Исключением является кафедральный собор Японской автономной Церкви в Токио, который лишь официально титулуется «Воскресенским», а на практике зовется «Никорай-до», «дом Николая», по имени его создателя, св.равноапостольного Николая Японского (†1912). Обновление иерусалимского храма входит в единый блок хроники событий библейской археологии IV века, связанных с деятельностью св.равноапостольной Елены, о деяниях которой мы рассказывали с июньском выпуске нашего календаря. На следующий день, – 27 сентября, – празднуется событие из той же серии, а именно Воздвижения Креста Господня (в переводе так: «пер¬вое предъявление христианскому народу найденной св. Еленой великой святыни – Честного Креста Господня»). Одна из русских поговорок указывает на окончание основного сбора корнеплодов именно в дни перед этим великим праздником: «Воздвижения жди? так репу рви». Теоретически репа могла и подождать – но после Воздвижения на очередь вставала уборка королевы овощей – капусты. А. Мозговой, сотрудник миссионерского отдела РПЦ
Газета «САДОВОД» № 35, 2012 г. Подписка на газету «САДОВОД»
Понравилась статья? Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»
|