Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол

::. Биологические композиции в садах | Ландшафтный дизайн
Биологические композиции в садах Биологические композиции в садах
Биологические (ботанические) композиции основаны на объединении в группы растений по их ботаническим характеристикам. Такое сочетание предполагает большой простор для фантазии садовода. Рассмотрим признаки, на основе которых корректно такое объединение.
Составление и группировка коллекции растений на основе их полезных для человека свойств – самый древний способ создания композиций. Первые биологические садовые композиции появились еще в IV в. – в эпоху монастырских садов, когда во внутренних двориках монастырей стали возделывать лекарственные растения. Монастырские сады Западной Европы были предшественниками ботанических садов. Необходимость продиктовала свои принципы размещения, которые и в наши дни можно увидеть на садовых участках: рядовая посадка и монокультурные гряды, на каждой из которых представлен определенный вид растений.
По назначению монастырские сады делились на аптекарские, кухонные и плодовые огороды. В аптекарских огородах высаживались лекарственные и душистые растения, ароматные травы и цветы (тимьян, зверобой, валериана, эхинацея, ромашка, цикорий, шалфей, мята, душица). В кухонных – овощные культуры и приправы (тмин, анис, розмарин, кориандр, петрушка). Садовые растения наделялись мистической силой и аллегорической символикой. Многие деревья, росшие в монастырских плодовых садах, являются предшественниками современных сортов. Именно монастырские сады, сочетавшие в себе утилитарность с эстетической привлекательностью, стали впоследствии прообразом английских «ki¬t¬chen gardens». Для них также была характерна геометрическая планировка с разделением мощеными дорожками крест­накрест на сектора, где создавались композиции из пряных и лекарственных растений, которые соединялись с овощными культурами фактурной листвой, яркими плодами и пышно цветущими однолетниками.
Однако гармоничное сочетание лекарственных трав с плодовыми кустарниками и деревьями имеет не только практическую, но и эстетическую ценность, поэтому по праву можно считать средневековых монахов основателями этого направления, неуклонно набирающего все большую популярность в течение последующих веков. Преимущество такой композиции – наличие всех необходимых растений, что называется, «под рукой», причем все вместе будет занимать не такую уж большую площадь, как при монопосадках.
Модный вариант такой биологической композиции – «съедобный ландшафт», сформированный культурными и дикорастущими съедобными растениями. Сочетание этого приема с пейзажным стилем дает удивительный эффект, когда, продвигаясь по саду, точно в сказке, можно срывать и есть абсолютно все растения, попадающиеся на пути. Другой способ составления коллекции – собрание растений¬медоносов. Этот прием оправдан, если вы занимаетесь пчеловодством и хотите сократить путь пчел до нектара или получить какой­то особенный сорт меда.
Эпоха Великих географических открытий (XV–XVII вв.) внесла коррективы в садоводческие традиции Европы. Новейшие достижения в кораблестроении, навигации и картографии, сделали возможными длительные морские путешествия, что позволило обогнуть Африку, достигнуть Америки и совершить кругосветное путешествие. Появление в частных садах новых, неизвестных ранее науке видов растений породило новую тенденцию: размещение посадок уже определялось родиной растений. В крупных садах существовали целые участки, посвященные растительности какой­нибудь экзотической страны.
Поскольку успех интродукции ограничивался экологическими требованиями растений, то зачастую композиции формировались лишь в теплое время года, а на зиму растения из тропических регионов либо отмирали (это относится, в основном, к травам и лианам), либо перемещались в оранжереи. Кстати, именно тогда возникло это название – «оранжереи» – как помещения для оранжей, то есть цитрусовых, завезенных из Юго¬Восточной Азии в европейские регионы с более суровым климатом, чем в азиатских субтропиках. Зимой кадки с деревцами содержались в тепле, а летом помещались в сад.
Такую композицию лишь условно можно отнести к разряду географической – настоящая географическая композиция является экологической, то есть учитываются все требования растения к условиям произрастания и возникающие между растениями взаимодействия, а здесь мы наблюдаем лишь произвольную группировку. Однако подобный вариант композиции облегчает уход за теплолюбивыми растениями и их перекомпоновку в зависимости от времени цветения, когда на передний план можно выдвигать наиболее эффектное растение.
Характерной особенностью таких композиций является изобилие малых архитектурных форм (скульптуры, вазоны, беседки, скамейки, перголы, светильники, мостики, фонтаны, ограды, качели) в стиле той страны, откуда привезены растения. Например, каменный фонарь в японском стиле превосходно впишется под крону довольно зимостойкого клена дланевидного, а вынесенные в декоративных контейнерах азалии и камелии расставят акценты. При замене экзотических растений на представителей коренной флоры мы получим уже целое направление – стилистические садовые композиции, берущее начало все от того же биологического направления.
Время шло, наука развивалась, и в 1736 г. шведский натуралист Карл Линней, основываясь на современных ему знаниях о различных видах, создал систему живого мира. Эта система, с дополнениями и улучшениями, и по сей день остается основой для систематики всего живого. Селекционная деятельность человека, как правило, ограничивается созданием сортов растений в пределах вида, реже – новых видов, а совсем редко – родов растений. Для установления более точного родства различных растений и прогнозирования возможных направлений селекции удобнее видеть в работе все многообразие представителей одного таксона – то есть коллекцию ботанического сада.
Первые ботанические сады в XIV в. были основаны в Италии. В XVI¬XVII вв. ботанические сады возникли во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Швеции и в других странах. Они возникали при научных учреждениях – университетах, академиях наук. В связи с этим ботанические сады утратили чисто медицинский характер, и появляются новые цели: сбор местных и иноземных растений, их описание и систематизация, интродукция и акклиматизация. Особенностью таких садов является размещение растений строго в соответствии с их систематическим положением, причем каждый экземпляр должен быть этикетирован.
Собрать огромную ботаническую коллекцию на садовом участке не получится, да и не стоит – слишком большие усилия потребуются для ее поддержания. Однако небольшое количество гармонично подобранных видов будет само по себе красиво, а со временем сможет стать основой для композиции другого направления.
Классический пример такой композиции – коллекция роз различных видов и сортов, поражающая многообразием оттенков и форм (штамбовых, кустовых, плетистых). Пожалуй, единственным существенным минусом коллекции роз является обилие насекомых­опылителей, многие из которых могут ужалить хозяина этого великолепия. В последние десятилетия стали популярны коллекции хвойных растений, разнообразных по окраске хвои (от золотисто­зеленой и бело¬голубой до почти черной) и жизненной форме (деревья, кустарники, стланики). Великолепно смотрятся сортовые коллекции декоративных кустарников, различающихся временем цветения, окраской листьев и высотой (из одних только форм лещины или пузыреплодника можно составить превосходную композицию). А многообразие видов и сортов садовых травянистых растений и вовсе предоставляет неограниченный простор для фантазии.
Сложность в создании коллекционных садов из травянистых растений заключается в необходимости формирования гармоничной композиции из разных сортов и обыгрывании пространства, чтобы до и после цветения основной культуры сад не выглядел «пустым».
Ограничение, с которым часто сталкиваются садоводы при создании систематической композиции – экология растений. Некоторые близкородственные виды произрастают в совершенно разных экологических условиях и по этой причине не могут включаться в состав одной композиции. Это относится, в частности, к лесным, полевым и горным видам одного и того же растения. Например, лесные виды герани предпочитают влажные почвы и полутень, а горным видам требуется обилие ультрафиолета и хороший дренаж.
Кроме того, вредители и болезни у близкородственных видов часто одни и те же. Отчасти это имеет свои преимущества – на собственном опыте вы сможете выявить самый устойчивый вид или сорт, подходящий именно к вашему участку. При создании композиции не стоит гнаться за ее полнотой (если только вы не сотрудник научно¬исследовательского института) – ведь в небольшом саду разные сорта и виды должны гармонировать между собой, а при сборе всех подряд видов и сортов получается эффект «захламленности» цветника.
Разновидностью систематической биологической композиции можно считать коллекцию растений на основе их жизненной формы или особенностей размножения и отмирания. Коллекция луковичных (от ранневесенних мелколуковичных до среднецветущих тюльпанов и далее, к цветущим осенью безвременникам) может стать единственным украшением сада, который при этом будет почти все теплое время года выглядеть цветущим.
Небольшие коллекции могут сочетаться в пределах одного сада. Перголы и беседки в нем можно увить набором видов лиан (хмель, девичий виноград, плющ, актинидия, гортензия, клематис, глициния, паслен), а коллекция растений, входящих в сухоцветные композиции (ячмень гривастый, трясунка, лунария, бессмертник, ковыль) может стать необычным элементом, придающим саду летнее настроение даже поздней осенью.
О. Вершинина,
канд. биол. наук
Газета "САДОВОД" №23, 2010г.
Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 6 650 | автор: sadovod | 15 июня 2010 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 






Реклама

календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Март 2024 (2)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (2)
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (6)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"