Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол

::. Из чего состоит почва? | Здоровье дачного участка
Из чего состоит почва?
В последние десятилетия древняя пословица благодаря трудам агротехников, микробиологов и почвоведов обрела новый смысл. Задумывались ли вы когда-нибудь, что перемещаясь по земле, мы ходим по живому веществу?
Почва отнюдь не косная структура, состоящая из набора минеральных и органических составляющих. Она просто насыщена невообразимым количеством мелкой и мельчайшей живности. Не касаясь объектов, которые можно разглядеть невооруженным глазом, поговорим о микроскопически малых существах, в силу своей суммарной биомассы играющих определяющую роль в плодородии почвы, которая является матрицей жизнедеятельности высших растений.
И главенствующее значение принадлежит здесь бесхлорофилльным микроорганизмам – бактериям, грибам, актиномицетам («лучистые грибки») и простейшим, а так же водорослям.
Количество бактерий может измеряться миллиардами на грамм почвы. В зависимости от сезона, качества грунта и состава растительности значительно меняется в ту или иную сторону количественно и качественно.
Микроорганизмы являются первичными деструкторами минеральных и органических веществ, делая их «съедобными» для растений. К примеру, группа силикатных бактерий разрушает алюмосиликаты почвы (глины, полевой шпат и пр.). Образующиеся при этом соли калия делают этот незаменимый для жизни растений элемент доступным для них. В содружестве с сине-зелеными водорослями некоторые виды бактерий заселяют голые выходы скальных пород, где даже такой нетребовательный «едок», как лишайник, не может зацепиться. Разрушая своими продуктами обмена камень, бактерии делают его доступным для последнего, а дальше мхи, а там уже и до почвообразования рукой подать.
Сразу сделаем маленькое отступление: наибольшее количество бактерий (да и других микроорганизмов) наблюдается в зоне непосредственного контакта корня растения и грунта – доли миллиметра; и на порядки уменьшается, стоит нам посмотреть на то же самое чуть в стороне. Эта бактериальная «оболочка» корня даже получила собственное определение – ризосфера (сравните с микоризой – тот же контакт корня, но с грибами). Любопытный пример: на поверхности корня боба насчитывается (в миллионах особей на
грамм почвы) – 199,4, а уже в 25 см от него – 32,8 млн. особей бактерий (по А. А. Исаковой, 1932 г.).
Так что бактерии в обитаемом горизонте грунта распределены неравномерно, что и понятно – в непосредственной близости к корню живого растения они получают значительные выгоды в питании, так как вегетирующее растение через корни выделяет в окружающую среду немало органики (сахара, многоатомные кислоты). Максимальное количество бактерий встречается на корнях молодых, активно вегетирующих растений. Когда растение зацветает, оно уменьшается, и падает количественно и изменяется качественно при старении растения. Начинают преобладать целлюлозоразрушающие виды бактерий и грибов, что вполне понятно – корни отмирают.
Из почти беспредельного многообразия бактерий выделим несколько групп, имеющих главенствующее значение для почвообразовательных процессов, а, значит, и для сельского хозяйства. На первом месте, конечно, азотфиксаторы. Воздух, которым мы дышим, более чем на половину состоит из азота, а столь необходимый для растений азот в таком виде им не доступен. Тут в работу вступают бактерии, связывающие азот в «съедобные» для растений формы. Бок о бок с ними работают бактерии, изменяющие соединения фосфора в усваевымые растениями формы. При разложении мертвой органики, которым занимаются тоже бактерии, выделяется неполезный сероводород, который специализированные серобактерии превращают в соли серной кислоты. Есть группа бактерий, специализирующихся на разрушении клетчатки и лигнина. А поскольку в почву поступает немалое количество нитратов в виде выделений животных, в дело вступают денитрифицирующие и нитрифицирующие бактерии.
С тех пор, как бактерии были открыты, о них написаны библиотеки. Так что перейдем к следующим героям нашего повествования – грибам.
А это действительно герои, в первую очередь – лесной подстилки. Очень сложно, а может и невозможно сказать, кто здесь «играет первую скрипку» в великом деле превращения листового опада в гумус – бактерии или грибы. Сразу оговоримся – речь идет в первую очередь о микроскопически малых «плесенеподобных» грибах и дрожжах (тоже грибы!). Роль макромицетов – тех, у которых шляпка и ножка, существенна, но далеко не столь значительна. Содружество грибов и корней высших растений в микоризах обоюдно выгодно, а иногда без такого симбиоза, особенно на ранних стадиях развития жизнь растения невозможна. Почти всем известна неразрывная дружба грибов и орхидных, орхидеи – облигатные микотрофы, т. е. без гриба на корнях питаться вообще не могут. Очень многие травянистые и древесные растения микотрофы факультативные, без соответствующего гриба жить будут, но куда как хуже, чем с грибом.
А вот пример более прозаичный – на юге Черноземья, где начинаются лесостепи и степи, для того чтобы высадить дубраву в степи, почву предварительно заражают микоризой дуба, иначе
молодые саженцы гибнут
(Г. Н. Высоцкий, 1954 г.). И получается, что грибы являются неразрывным связующим звеном, «мостиком» между бактериальной продукцией и высшими растениями.
На сегодняшний день нет единого мнения, куда – к грибам или бактериям следует отнести актиномицеты, так как они сочетают в себе черты тех и других. По суммарной биомассе они несколько уступают бактериям, но держат планку примерно наравне с грибами. Именно они придают почве характерный «земляной» запах. Эти мощные разрушители органики и неорганики справляются там, где могут спасовать и бактерия, и гриб. Кроме того, они выделяют биологически активные вещества, часто стимулирующие рост и развитие растений.
Поскольку в одном грамме почвы мы можем найти до 25000 экземпляров простейших одноклеточных животных – амеб, инфузорий и пр., которые питаются бактериями, факт их присутствия не стоит сбрасывать со счета. Тем более что, погибая, они обогащают почву органикой.
И конечно, при описании почвенной микроживности было бы до крайности несправедливым обойти вниманием мельчайшие водоросли. Автотрофы в почве – существеннейший фактор ее плодородия. Именно водоросли
определяют почвенный микроклимат и состав воздуха как внутри, так и в приземной ее части. Видовой состав их многообразен – это и зеленые, и сине-зеленые водоросли, и диатомовые, и некоторые другие. Всего чисто почвенных водорослей известно около трехсот видов. Они обитают и на поверхности, и в гумусовом горизонте, встречаются даже на глубине более метра. В одном грамме почвы их можно насчитать до 100 000 особей, а масса на гектар может составлять до 130 кг (М. М. Голлербах, 1946). Выделяя кислород при фотосинтезе и углекислоту при дыхании они, как уже было сказано, служат «легкими» почвы. А некоторые водоросли, отказавшись от фотосинтеза, переходят на гетеротрофный тип питания.
Исключительно многогранны взаимоотношения между членами этой невидимой глазу семьи микроорганизмов и высших растений. Приведем лишь несколько примеров: водоросли выделяют вещества, стимулирующие деятельность азотфиксирующих бактерий, а их численность, в свою очередь, зависит от состава напочвенного травостоя. Благоволят они бобовым, а пшеницу и овес не любят. Хорошо развиваются в почве под посадками наших традиционных овощей (картофель, свекла, томаты), а посадки проса могут чуть ли не на ноль свести популяцию азотфиксаторов. Даже под клевером, из года в год выращиваемом на одном месте накапливаются вредные для азотобактера микроорганизмы, угнетающие своими выделениями и растение тоже. Почва устает, и даже термин появился у агрономов – «клевероутомление». Вот вам и еще одна причина необходимости севооборота.
Управление микробной жизнью почвы – одна из главных задач агротехники. Знание состава и потребностей микробиоты почвы, соответствующее ему грамотное применение органических и минеральных удобрений, своевременный севооборот – это всегда залог высоких и стабильных урожаев.
Д. Волков, биолог
Газета «САДОВОД» № 29, 2012 г.

Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 6 696 | автор: sadovod | 19 июля 2012 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 






Реклама

календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Март 2024 (2)
Февраль 2024 (1)
Январь 2024 (2)
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (3)
Октябрь 2023 (6)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"