Рождественское дерево (история новогодней елки) Традиция наряжать елку к Рождеству возникла в очень глубокой древности – из языческих и начала христианских времен. Наши далекие предки устройство мира представляли себе в образе Мирового Древа, в котором ствол был средой обитания человека, в ветвях жили боги, а корни символизировали подземное царство демонов. Сказания о Мировом Древе существуют в мифах и легендах народов Азии, Скандинавии, Америки, Европы. Изображения его сохранились в рисунках дохристианского периода. Для первобытного человека окружающий мир был непонятным, пугающим и суровым. Когда наступала смена года, он совершал обряд украшения вечнозеленого дерева (это могли быть и пальмы, ели, туи, можжевельники), и это имело значение упорядочивания и освящения обновленного мира. С появлением христианства вечнозеленое дерево стало символизировать вечность христианской истины. Украшение его ветвей означало для христиан, что только при обращении к Богу, Источнику жизни, человек сможет принести духовные плоды: любовь, милосердие, радость, веру и долготерпение. Вечнозеленые хвойные деревья с бальзамическим ароматом имеют свое древнее символическое значение и связываются с представлением о бессмертии и вечной жизни. Рождественское дерево, обычно это пихта или ель, олицетворяет представления людей о возрождении и обновлении мира. Впервые наряжать елку к Рождеству начали в Германии XVI в. К Сочельнику в некоторых семьях стало обычаем на покрытый белой скатертью стол ставить небольшую елочку, украшенную свечами, съедобными украшениями в виде яблок, сластей, фруктов, орехов. Под елку складывали подарки (этот обычай и до сих пор любим везде и всеми). Украшения на елке имели свой смысл: яблоки считались символом плодородия, яйца – гармонии и благополучия, орехи означали непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки непременно украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим к пещере поклониться новорожденному Спасителю. Традиционные колокольчики на елке тоже не случайны: они напоминают о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи, фонарики остались символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. В России 20 декабря 1699 г. Петр I издал свой знаменитый указ, согласно которому летоисчисление впредь предписывалось вести от Рождества Христова «по примеру всех христианских народов», а не от Сотворения мира. Первый день нового года, традиционно отмечавшийся на Руси 1 сентября, в день церковного новолетия, переносился отныне на 1 января. Молодой царь повелел в этот день устраивать в столице праздник, «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Обычай украшать дома и улицы елками, соснами и можжевельником под Новый год царь Петр позаимствовал у протестантской Германии. Древние германцы почитали ель как священное дерево и верили, что в ее хвое живет лесной дух, охраняющий все живое на земле. Ели украшали лентами, амулетами, у подножия зажигали свечи – так задабривали лесного духа и молили богов даровать счастливый год. После смерти Петра обычай наряжать елку не стал широко распространенной традицией. В России без принуждения елки стали наряжать лишь в конце царствования Екатерины II. В начале XIX в. рождественская елка появилась в домах петербургских немцев. Позже лесная красавица стала украшать Рождество и в особняках столичной знати, а потом и других слоев населения. К середине XIX в. во многих странах Европы, в том числе и России, Рождество начинает отмечаться не только как церковный, но и светский праздник. Об этом празднике пишут в газетах и журналах, к нему создают литературные и музыкальные произведения. Первая «публичная» елка была устроена в 1852 г. в Екатерингофском парке, который в то время был любимым местом отдыха петербуржцев. Позже становится красивой традицией устраивать рождественские балы с елкой в самых значимых местах Петербурга: Дворянском и Офицерском собраниях, Институте благородных девиц, различных благотворительных заведениях, школах и гимназиях. Постепенно елка полюбилась и в провинции. К началу XX в. елка стала непременной «участницей» праздника Рождества по всей России. Интересно, что продажу первых елок, украшенных сластями и свечами, организовали известные кондитерские Петербурга. Принадлежали они, в основном, швейцарцам. Их «фирменные» красавицы стоили дорого. Позже у Гостиного двора появилась торговля лесными, более дешевыми елками, которые привозили окрестные мужики. А вот первая искусственная елка появилась еще в 1848 г., она была необыкновенно модной и очень дорогой. Большие густые ели в России стали помещать не на столе, как это принято в Германии, а в середине комнаты или даже зала, закрепляя дерево в крестовине. Таким образом, елка становится центром праздника, вокруг нее водят хороводы, любуются украшениями, получают лакомства. К тому времени стали появляться специальные елочные игрушки из стекла, папье-маше и картона. Продавались даже заготовки, из которых дети с родителями сами собирали и раскрашивали эти игрушки. Стеклянные шары – привычное нынче замечательное елочное украшение придумали немцы, и первые такие шары были выпущены в продажу в 1848 г. в Тюрингии, в местечке Лауша. Далее история елки становится более сложной. До 1929 г. елка оставалась непременным атрибутом праздника: «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках» – кто из взрослых не помнит этих картин и репродукций? Но на XVI партийной конференции было принято решение о «разумной и правильной организации трудового времени». Этим решением отменялись церковные праздники, и день Рождества стал рабочим днем. Елки ставить запретили, объявив их «поповским обычаем», «буржуазным пережитком». В печати появлялись обличительные и высмеивавшие эту традицию публикации. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна. А по улицам ходили лица, которым было поручено отыскивать нарушителей... Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены известные слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 г. в газете «Правда» появилась статья члена президиума ЦИК П. П. Постышева. В ней он предложил организовать для детей к Новому году «хорошую елку». Вышли директивы для комсомольских и пионерских работников по устройству коллективных новогодних елок. Вот только елки стали наряжать не к Рождеству, а к Новому году. Символическая восьмиконечная Вифлеемская звезда была заменена на пятиконечную. Эти звезды с тех пор украшают башни московского Кремля, где под бой часов на Спасской башне страна встречает каждый Новый год. Но все возвращается «на круги своя», и снова Рождество и Новый год стали государственными праздниками, самыми любимыми и долгожданными. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ЕЛОЧКУ В наше время под Новый год украшают живые или искусственные елки, а также разнообразные хвойные растения в контейнерах, которые продолжают жить в доме и после праздников. Всегда жаль срубленных лесных красавиц, которые так недолго правят зимний бал. Все чаще используют елочки, выращенные в контейнерах, которые нужно правильно подготовить к домашнему теплу. За несколько недель до праздника контейнерные ели, можжевельники, кипарисовики, сосенки переносят в помещение из снежного прикопа в открытом грунте и постепенно приучают к более высокой температуре. Их выдерживают поэтапно в холодном гараже, на застекленной лоджии и, наконец, ставят в самом холодном месте комнаты – у балконной двери, окна, где температура воздуха не превышает 10… 12 оС. Украшения для таких растений можно использовать только самые легкие, – и никаких свечей, чтобы не повредить хвою. В комнате их держат не больше недели, поливая и опрыскивая. Далее, если планируют высадить елку в сад, так же постепенно приучают ее к низкой температуре: несколько дней держат в холодном помещении, в оттепель переводят на балкон. В безморозный день в марте – апреле можно высадить елочку в сад. Надо сказать, что шансов выжить такое растение имеет немного из-за большого контраста температур и выхода из состояния покоя. Можно поступить иначе: для зимних праздников и остальных будней выращивать дома хвойные растения в горшках, вынося их летом на балкон или прикапывая прямо в горшках в саду. Для этой цели подходят различные сорта и формы туи, кипарисовика, кипариса, можжевельника. Присутствие хвойников в доме очень полезно для здоровья и настроения. Кроме того, это придает особый стиль интерьеру. Особенность ухода зимой: им требуется светлое место без сквозняков и температура воздуха 10…12 оС, умеренный полив и опрыскивание. И тогда их нарядная зелень и смолистый аромат круглый год будут дарить вам ощущение праздника. Е. Кузьмина Газета "САДОВОД" №51, 2010г.
Понравилась статья? Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»
|