Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

ООО "Экоплат"
Экологичная отделка,теплозвукоизоляция,плиты

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол





::. СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: НОЯБРЬ | Овощеводство
СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: НОЯБРЬ СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: НОЯБРЬ
4 ноября (все даты по современному григорианскому календарю, исключения оговорены) – праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Любопытной поговоркой дня была «Сказывали бабы, что на Казанскую в старые годы мужик на печи замерз», в которой очевидно указание и на общую неопределенность погоды ноября, но, и это главное, поговорка напоминала о глобальных подвижках климата, в ходе которых на целые десятилетия устанавливалась череда очень холодных ранних зим. Именно такие зимы были в середине XVI века, когда икона была обнаружена в Казани (21 июля 1579 года) вскоре после большого городского пожара. Икона сразу же прославилась чудесами, и первый список (копия) с нее был отправлен в Москву царю Иоанну IV Грозному в том же 1579 году. Другой знаменитый список прибыл к Москве вместе с войском князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, когда пришло время заканчивать смуту, вышибать из российской столицы марионеточное правительство польского ставленника «королевича Владислава». Дело затянулось до осени 1612 года. Установление празднования именно 4 ноября несколько условно, поскольку связано со всей чередой событий московских событий осени 1612 года (в частности, в московский Кремль войска Дмитрия Пожарского вошли на два дня позже праздничной даты, то есть 6 ноября). В 1904 году оригинал иконы был выкраден из казанского Богородицкого девичьего монастыря ради драгоценных окладов. Вор оклады продал, а икону сжег. Один из достаточно поздних списков иконы принадлежал римскому папе Иоанну Павлу II, который передал его в дар Русской Православной Церкви в 2004 году. В том же году Государственная Дума России приняла закон, по которому 4 ноября стал государственным праздником под названием «День народного единства».
8 ноября – день св. великомученика Димитрия Солунского (†306). Наблюдения дня: «Коли Дмитриев день со снегом, то и Пасха со снегом», «Дмитрий на снегу - весна поздняя». Св.Дмитрий был назначен императором Галерием в 305 году на должность проконсула Фессалоник (они же Салоники, по-славянски – Солунь). Военных и административных обязанностей у проконсула было очень много, и Димитрий, получивший великолепную подготовку, с ними блистательно справлялся. Преследование христиан св. Димитрий, однако ж, как христианин, выполнял «наоборот». Мало того, что он открыто исповедовал христианство, но проявил себя и как великий миссионер, который по славе своей среди христиан Фессалоник сравнялся с апостолом Павлом. Понятно, последовали доносы. Перед прибытием карателей св. Димитрий раздал свое имущество бедному люду, заявив, что ему оно без надобности. Потому как пришло время собирать богатство на небесах. Был заколот копьями 8 ноября. Среди посмертных чудес, явленных св. Димитрием, была и защита Фессалоник от военных атак наших предков-славян (святой являлся атакующим и нагонял на них такой страх, что они отступали). После христианизации славян их грозный «небесный противник» из врага стал другом, и почитание этого вроде бы «чисто греческого» святого стало среди славян очень популярным. Именно в честь великомученика Димитрия получил имя св.князь Дмитрий Донской. И неудивительно, что ближайшая к 8 ноября суббота 1380 года на Руси стала днем панихиды по погибшим в ходе Куликовской битве воинам, а впоследствии, уже отмечаемая ежегодно, «Димитриевская родительская суббота», стала главным днем поминовения всех героев, павших за Отечество. В текущем году Димитриевская суббота пришлась на 3 ноября.
12 ноября. Память священномученика епископа Зиновия и его сестры Зиновии (†285), пострадавших в Киликии (часть современной Турции) во второй год царствования императора Диоклетиана. О святых известно мало: епископ и его сестра исцеляли больных, а от излишнего имущества отказались в пользу бедных. 12 ноября в России с точки зрения природных наблюдений оказался интересным, и святые дня, как обычно, дали ему имя. Помогло и то, что один из видов синиц прозывался «зинька», и день Зиновия, соответственно, стал титуловаться «Синичкиным днем». Поговорки дня «экологичны» вполне по-современному: «Подкорми птиц зимою, послужат тебе весною», «Немного зинька ест-пьет, а весело живет». Грозным признаком наступающей холодной зимы считался слет «на Зиновея» синиц к человеческому жилью. О том же толкует наблюдение «Если на Зиновея волки стаями ходят - к голоду, мору или войне». В условиях лесной (точнее, таежной) зоны России волк являются не «чисто диким» животным, но спутником человека. С человеком он сюда пришел после схода ледника около 10000 лет назад. Именно человек создал для волков места обитания в таежной зоне. В сплошных лесах, без пашен и иных расчищенных участков, волкам жить крайне трудно, и на таких территориях они не селятся. Зимой стая волков кормится вокруг человеческих поселений, придерживаясь сезонно-стабильного участка площадью до 4-5 тыс. кв. км (80 км в диаметре), предпочитая его не покидать без острой нужды во избежание столкновения с другой стаей. Раннее появление крупной стаи волков говорило не только о близких холодах, но и том, что кормовая база волков – любые животные, кроме медведей – на данной территории стала очень небольшой. Интересной традицией «на Зиновея» была попытка первой зимней охоты на зайцев «по пороше».
19 ноября. «Мороз и вьюга обнялись, в любви вечной поклялись». Начало ледостава на небольших водоемах и речках. Появление относительно стабильного снежного покрова обещало хороший урожай озимых. День святителя Павла Исповедника, архиепископа Константинопольского (†350). Несмотря на высочайший титул столичного первоиерарха, св. Павел неоднократно подвергался преследованиям со стороны властей, которые на тот момент трудно назвать христианскими (император Констанций активно поддерживал еретиков). Скончался (или был убит) св. Павел в армянском местечке Кукузе, служившем для властей местом самой дальней, дикой и холодной ссылки для неугодных лиц. В России св. Павел был не слишком известен, в отличие от нашего земляка преподобного Варлаама Хутынского (†1192), одного из самых знаменитых новгородских подвижников (почитается также 19 ноября). В одиночку он пришел на берег Волхова в «худое место» Хутынь, очистил его от идолов и заложил основу будущего знаменитого монастыря. Выполнял самые сложные хозяйственные работы, сделав своим житейским принципом «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фесс.3:10). Духовный авторитет и прозорливость преп. Варлаама позволяли ему спасать от казни осужденных преступников, которых он брал на поруки к себе в монастырь, где они, к общему удивлению, становились людьми, достойными всеобщего уважения. Описан также поразительный случай, когда преп.Варлаам не стал спасать от смерти ложно осужденного. Близкие казненного возроптали. «Да перед ним раскрылись врата Царства Небесного», - разъяснил преподобный. «Кто я такой, чтобы их закрывать?».
24 ноября. Преподобный Феодор Студит (†826). «Федор Студит землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже» (комментарий не нужен…), «На печке да около горячих щей и в Студитов день не застудишься». - тут уже не только о российских холодах, но и о византийской истории бурных VIII-IX веков. Тогда целая череда византийских императоров впала в ересь («холод») иконоборчества. Мотивы ереси были в основном политическими и экономическими, проще сказать - «государственными». Императоры пытались «подстроить» практику христианства под мусульманскую манеру полного запрета почитания изображений святых, - в призрачной попытке найти для контактов с арабами некий «общий богословский язык». Вторым важным мотивом было желание ограничить в экономических правах монастыри, куда святые иконы привлекали паломников. Зачем тратить деньги на монастыри, рассуждали императоры, куда полезнее обратить средства на войну. Резон в этом был: военные любят высокую зарплату не менее штатских. Потому войска часто поддерживали императоров в деле уничтожения икон и репрессий над их защитниками. Преп.Феодор Студит оказался несгибаемым противником еретиков, блестящим богословом и публицистом, а также великолепным церковным администратором. Смелость его была безграничной. Если он был прав, о последствиях своих действий для самого себя он не беспокоился. В частности, он преспокойно отлучил от Церкви императора Константина VI, за что был награжден очередной ссылкой. В зависимости от богословских симпатий власть имущих преп.Феодора то возвращали на высокие церковные посты, то вновь подвергали опале, но он никакой «гибкости» не проявлял, оставаясь верным вере и практике отцов. Когда очередной император Михаил II Травл сам «проявил гибкость», разрешив иконопочитание везде, кроме Константинополя, преп.Феодор отказался возвращаться в столицу и умер в Херсонесе.
25 ноября. Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский (†620). Примета дня: «Если дождь на Ивана Милостивого, оттепели будут до Введения» (праздника Введения во Храм Богородицы 4 декабря). Святитель Иоанн «командовал» самым многочисленным, чрезвычайно важным в экономическом плане и сложным по национальному составу патриархатом христианского Востока – Египтом. Наиболее поражавшим современников свойством св. Иоанна была его постоянная забота о бедняках. Весь бедный люд Александрии он «поставил на учет» и опекал, так сказать, «централизованно», из средств патриархии. Но это не все. Он и лично подавал всем встречным, даже тем, кто был явным мошенником. Подал милостыню дважды некому фальшивому нищему… и при третьей встрече с ним же обеспокоился: «Не Христос ли искушает меня?». Удвоил подаяние против прежнего. Нищий, получив деньги, отстал. Видимо, также чем-то обеспокоился.
26 ноября. Св. Иоанн Златоуст (†407). «На Златоуста все поле пусто» - поговорка указывает не на банальную «пустоту полей», но и констатирует полную остановку всякого роста травянистых растений. Как обычно, правило это не является абсолютным, и в иные годы трава продолжает расти еще месяц или полтора. Вспомним, например, пушкинское: В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе. На третье в ночь (то есть 20-ых числах декабря по современному календарю). В наше время в Северо-Западной России, где сильно влияние теплых атлантических циклонов, не редкость наблюдать вегетирующие луговые злаки даже в «настоящем» январе. В XX веке выражение «на Златоуста… поле пусто…» неожиданно приобрело дополнительный смысл, стало указанием на почти полную недоступность трудов св.Иоанна российскому читателю. Ну, ему и при жизни было не привыкать подвергаться гонениям, настолько он был яркий и опасный для властей автор. Заняв высший церковный пост империи – архиепископа Константинопольского - Иоанн Златоуст продержался на нем очень недолго, с 397 по 404 год, после чего был осужден собором епископов (позорный то был собор, на котором царствовали трусость, интриги и клевета) и отправлен в ссылку, где и умер на пути в современную Пицунду. Люди постарше согласятся, что прозвище «Златоуст» им знакомо разве что по книге «Три мушкетера», где один из томов Златоуста упомянут среди литературы в «келье» Арамиса (когда мушкетер, уверенный в неверности герцогини де Шеврез, решил «уйти из мира» и сочинить «богословскую диссертацию»). Безбожные власти с удовольствием дозволили вспомнить о Златоусте в юмористическом контексте («он хлопнул ладонью по фолианту святого Иоанна Златоуста, под тяжестью которого прогибался стол…», «И оба друга пустились плясать вокруг почтенного Иоанна Златоуста, храбро топча рассыпавшиеся по полу листы диссертации»), - мол, пыльный и старый, ну совсем неинтересный автор. На деле же с книгами Иоанна Златоуста боролись не менее сурово, нежели с солженицыновским «ГУЛАГом». Оба автора, разделенные столетиями, были для режима смертельно опасны: Солженицын ломал веру в коммунизм, Иоанн Златоуст – веру в безбожие. Св. Иоанн был опасен не «высокоумным богословием», нет. Он обладал редчайшим умением говорить с простым народом. Его мысль и язык, ясные, полные огня, остроумия и игры слов, даже в бездарных дореволюционных переводах, - ежели они попадали в руки нам, «советским», - заставляли читателя хлопнуть себя по лбу и заявить: «Ну, надо же!». И удивиться удивлением, которое заставляет встать с колен.
Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 3 879 | автор: sadovod | 29 октября 2012 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Реклама




календарь
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Декабрь 2019 (11)
Ноябрь 2019 (20)
Октябрь 2019 (24)
Сентябрь 2019 (25)
Август 2019 (25)
Июль 2019 (24)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"