Вход Регистрация
меню сайта
Популярные новости
Реклама

Друзья
Облако Тегов
Gladiolus анютины глазки баклажан биокомплекс виола георгины Гладиолус Годеция иберис инструмент кабачки капуста декоративная картофель клематис колокольчик крокус лилия маргаритка многолетник нарцисс настурция НВ пион Помидоры в открытом грунте розы сорта баклажана супер-лопата титан томаты фиалка Витрокка флокс хоста хризантема цветоводство черенки
 
левый угол




::. СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: ОКТЯБРЬ | Овощеводство
СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: ОКТЯБРЬ СЕЛЬСКИЙ КАЛЕНДАРЬ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ: ОКТЯБРЬ
Общая тема народных октябрьских наблюдений – это «переключение» хозяйства на зиму, с работы на праздник. Как обычно, приметы и поговорки привязывались к имени поминаемого в этот день святого или к названию праздника.
1 октября – Арина Журавлиный Лёт (все даты приводим по современному григорианскому календарю). Начнем с журавлей. В наше время слово «журавль» почти не содержит биологической информации, разве что старо-эстрадную («…и превратились в бе-е-елых журавлей!» - кстати, редкая эта птица, белый журавль, он же стерх. Красная Книга... Обычный «массовый» журавль – серый). Сейчас голос журавлей мало кто знает. А увидеть журавлей в России могут только специалисты и охотники, поскольку журавль избегает контактов с человеком и селится на болотистых труднодоступных местах. Ранее, однако, журавлей знали хорошо, и 1 октября прислушивались, летят журавли или нет. Потому как пролет журавлей означал, что до первого снега с морозцем осталось две недели. Это очень важный прогноз, поскольку хозяйство деревни перестраивалось на зимний манер, прекращала существование летняя транспортная сеть, рассчитанная на колесные средства передвижения: «В октябре ни на колесах, ни на санях», «Октябрь ни колеса ни полоза не любит». Нужно было успеть до наступления холодов или полноценной осенней слякоти закончить уборку урожая (в первую очередь капусты) и проверить готовность зимнего хранения. Потому и слушали журавлей, в основном с опаской, по ним и день памяти мученицы Ирины Египетской († между 270-275) назывался Арина Журавлиный Лёт. Житие Св.Ирины столь же таинственно, как и жизнь журавлей. Известно лишь, что мученица погибла в Египте, во дни гонений на христиан при императоре Аврелиане. По происхождению император был из крестьян, но в царской упаковке оказался не чужд высоким материям и затеял религиозную реформу. Верховным богом Аврелиан объявил Непобедимое Солнце (довольно банальная идея, и ранее периодически воплощаемая в жизнь волей умствующих правителей вроде фараона Эхнатона). Но и самого себя император не забыл, присвоив титул Dominus et Deus – «Господь и Бог». О деталях гонений «Господа Бога» Луция Домиция Аврелиана на христиан неизвестно ничего, кроме имен мучеников.
2 октября. День святых Зосимы и Савватия, заступников пчел. Пчеловоды начинали зимний сезон – отправляли пчел в омшаники (специальные подземные или частично подземные вентилируемые хранилища для ульев). Почему св.Савватий († между 276 и 282) стал в России покровителем пчел – неизвестно (возможно, как тезка св.Савватия Соловецкого, который тоже почитался покровителем пчел и пчеловодов. В день его памяти – 10 октября – заканчивали уборку ульев в омшаники). Иное дело мученик Зосима Киликийский († начало IV века. Он прославился как покровитель животных куда более страшных, нежели пчелы. Жил одиноко в глухой местности и прекрасно ладил с самыми опасными дикими животными (а их там много было: гиены, волки, леопарды и медведи). Власти заинтересовались диковинным отшельником. Спросили: «Кто такой?» Он ответил: «Христианин». «Почему живешь один?». «Не могу жить в городе рядом с врагами Иисуса Христа. Предпочитаю пустыню и зверей». Ответ по тем временам был самоубийственный. Местный правитель обладал наичернейшим юмором. «Раз веруешь в Назарянина, то и пытать тебя будут в Назарете». Сказано – сделано. Однако в Назарете на помощь св.Зосиме явился лев. Просто так, пришел, встал рядом и стал лапой удерживать камень, который должен был разорвать св.Зосиму на части. Палачи разбежались. Сейчас никаких львов в Израиле нет. Но в древности львы процветали, поскольку и климат для них был вполне подходящий, и кормовая база присутствовала в виде многочисленных стад копытных животных (газели, лани разных видов, дикие козлы). Впоследствии, как обычно, с львами расправился человек. Последних львов Палестины и Сирии истребили крестоносцы около 900 лет назад.
7 октября. Веселый день: жгли сухую траву и собирали последние боровики. Контролируемые пожары стояли общим заревом, отчего святую дня прозвали «Фекла Заревница». Житие св.первомученицы равноапостольной Феклы (конец I века), спутницы апостола Павла, привести здесь невозможно, настолько оно богато событиями. Среди прочего св.Фекла была врачом, не берущим мзды. Естественно, это вызвало негодование сирийских чародеев, у которых Фекла отнимала доходы. На старицу св.Феклу - ей было тогда под 90 – было предпринято нападение. Фекла сделала просто: помолилась и вошла в расступившуюся перед ней гору.
14 октября, так называемый «Покров» - полное название «Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Один из самых знаменитых церковных праздников в России. Его высшая идея общепонятна: кто верует, что Господь его защитит, того Господь и защитит. История праздника связана с видением некоего духоносного мужа Андрея-славянина, который в 910 году созерцал явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя. Время было скверное: на Византию в очередной раз напали полчища мусульман. Рассуждая по-человечески, спасение было невозможно. Когда враги со всех сторон, что остается? – уходить вверх. Народ и власти усиленно молились. В видении св. Андрея Богородица покрыла Константинополь своим покрывалом (это и есть «покров»), и мусульмане были отбиты, В память об этом событии был установлен праздник. Российскую популярность праздника усиливала его межсезонная пограничность: все основные работы осени заканчивались, и начиналось… ни то ни се, не зима не осень, время веселья, отдыха и свадеб.
20 октября. «Сергий Зимний», «зимний» потому как есть и «летний», 18 июля, память преподобного Сергия Радонежского. Но 20-го октября празднуют память аж трех Сергиев: римского мученика († 303) и двух российских преподобных – киевского, известного сверхчеловеческим терпением и послушанием († XIII век), и вологодского Сергия Нуромского (Обнорского, † 1412), воспитанного на Афоне, но прославленного на родине. В народных приметах о погоде не уточняется, о каком Сергии идет речь. «Сергий зиму начинает» или «Если выпадет снег (на Сергия), когда деревья еще листву не сбросили, он скоро растает». Последнее наблюдение означает, что среднесуточные температуры держатся на высоком уровне, при котором большинство деревьев сохраняют осеннюю физиологическую активность и, соответственно, не спешит расставаться с листьями. Иначе говоря, земля еще теплая, и снег, если и выпадет, обязательно растает.
31 октября. День Осия Осеннего – то есть памяти преподобного Иосифа Волоцкого, чудотворца Волокаламского (†1515). Народный комментарий дня: «Конец летнего пути, тележное колесо с осью расстается». Перекличка ось-Осия-Иосиф кажется случайной, но это не так. Житие преподобного Иосифа Волоцкого было отлично известно, особенно землякам. Всякий знал, что преподобный Иосиф владел почти любым мастерством, знал толк и в «осях», и в телегах, и в санях, и топорах, и в валке леса, транспортировке бревен, был виртуозом плотницкого дела и т.д., включая умении быстро переписывать тексты (книгопечатания на Руси еще не было). Св.Иосиф учил, что праздность есть главное орудие дьявольского прельщения и сам подавал пример почти круглосуточной работы, работы самой простой и тяжелой, которую он легко мог переложить на других, потому как под его властью находились сотни людей. Монастырь Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, где преп.Иосиф был игуменом, был удивительным центром поддержания социальной стабильности на всей окрестной территории. Иначе говоря, он выполнял функции помощи населению в случае неурожая, или падежа скота, или болезней, просто кормил бедных (до 700 человек), был больницей духовной и телесной, страховым обществом и центром культуры. Волок Ламский стал главным интеллектуальным центром Руси конца XV века и весь век XVI, с колоссальной библиотекой и, главное, понимающими это чтение читателями. В результате монастырь стал кузницей кадров российского епископата. Сам «Осия» был замечательным публицистом. Когда Новгород, а затем и Москва во главе с митрополитом Зосимой и Великим князем Иоанном III погрузились в ересь, преп.Иосиф Волоцкий написал серию богословских трудов, в корне изменивших ситуацию.
Мозговой А.С., сотрудник епархиальной миссии
Понравилась статья?
Подпишитесь на «САДОВЫЕ ПОДСКАЗКИ» – подборку актуальных статей с сайта: «GAZETASADOVOD.RU»

Использование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки на http://gazetasadovod.ru/

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

::. прочитало: 2 726 | автор: sadovod | 24 сентября 2012 | Комментариев 0 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Реклама

календарь
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Опрос
Применяете Вы при выращивании овощных культур минеральные удобрения?

Опрос



архивы

Март 2020 (26)
Февраль 2020 (25)
Январь 2020 (24)
Декабрь 2019 (25)
Ноябрь 2019 (20)
Октябрь 2019 (24)


поиск
Расширенный поиск
правый угол
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика  
Сайт для садоводов,
цветоводов, огородников
"Газета СадовоД"